Золотым веком персидской поэзии традиционно называется эпоха, начинающаяся с Рудаки (858-941), «Адама персидской поэзии», и заканчивающаяся временем жизни Джами (1414-1492), которого считают последним персидским классиком. Но литературная жизнь на территории персоязычного мира не закончилась со смертью Джами — поэты находились в постоянном поиске новых форм, смыслов и средств выражения. При дворе Великих Моголов и в Средней Азии получил распространение т.н. «индийский стиль», отличавшийся нарочитой сложностью, а подчас и вычурностью поэтических приемов. Сефевиды покровительствовали религиозной поэзии — придворные поэты слагали стихи во славу шиитских имамов. Другими словами, несмотря на постоянные политические неурядицы, поэзия продолжала жить.

иран поэзия джами юсуф и зулейха миниатюра

Фрагмент миниатюры 1488 года из поэмы Джами «Юсуф и Зулейха» / источник фото: wikipedia.org

 

Назад к истокам

Индийский стиль, процветавший за пределами Ирана, в самом Иране был объектом критики. Поэтов, практиковавших его, ругали за нарочитую сложность и повышенное внимание к изобразительным средствам в ущерб смыслу. Реакцией на это стало движение «литературного возвращения» (bāzgašt-e adabī) к стилю великих персидских поэтов — Рудаки, Саади, Хафиза. Автор одного из самых известных сочинений по истории персидской литературы Реза-кули-хан Хедаят отмечал, что к окончанию правления династии Зендов персидская литература находилась в упадке. Другой известный автор Лотф-Али-бек Азар так писал об одном из поэтов нового движения: «Он разорвал цепь стиха, которая долгое время находились в руках недостойных поэтов прошлого и, прилагая огромные усилия, восстановил ее. Разрушив основы стихосложения современных поэтов, он заново выстроил их, согласно заветам великих предков».

иран поэзия мохаммад таги бахар

Мухаммад Таки Бахар / источник фото: wikipedia.org

Провозгласив возвращение к «великому прошлому» и порвав с индийским стилем, персидские поэты воплотили в жизнь явление, которое исследователи называют «неоклассицизмом» или «неоархаизмом». В поисках новых направлений они обратились к творчеству великих классиков; впрочем, это были не только стихи Хафиза и Саади, но и произведения их предшественников — Фаррухи, Манучехри, Унсури и т.д. В творчестве одного из наиболее ярких представителей движения «литературного возвращения» Муштака можно встретить большое количество «поэтических ответов» на газели поэтов прошлого. Такая поэзия получала поддержку со стороны двора — в поисках легитимности Каджары поощряли авторов, имитировавших стиль поэтов золотого века.

 

Последний царь

Вторая половина XIX и начало ХХ века отмечена колоссальными изменениями в общественной жизни каджарского Ирана. Страна знакомится с достижениями западной цивилизации, связанными не только с техническим прогрессом, но и с развитием общественно-политической жизни. В иранском обществе появляется новый класс — интеллигенция западного образца. Многие интеллектуалы ведут ожесточенные споры о настоящем и будущем Ирана — о реформе персидского языка, создании институтов народного представительства, ограничении абсолютной власти шаха. Апогеем новых веяний становится Конституционная революция, в ходе которой шах издает указ о создании парламента — меджлиса.

иран персия меджлис мохаммад таги бахар

Бахар (второй справа в первом ряду) с группой членов меджлиса, избранного в 1923 году / источник фото: iichs.ir

Поэзия не может оставаться в стороне. Меняются и темы произведений, и язык, на котором говорит поэт. Он больше не ощущает себя придворным панегиристом, восхваляющим своего покровителя, но становится языком народа, говорит о его проблемах, надеждах и чаяниях. Поэзия становится своего рода средством массовой информации.

Звучит парадоксально, но одним из пионеров нового течения становится придворный поэт Мухаммад Таки Бахар. В некотором роде поэзия была его семейным ремеслом — его отец носил титул «царя поэтов» (mālek aš-šuʻarā), т.е. главного поэта при дворе. Сам Бахар унаследовал этот титул после того, как написал касыду в честь восшествия на престол шаха Музаффар ад-дина. Поэт проникается идеями конституционализма и вступает в одно из объединений сторонников перемен. Его политическая карьера развивается успешно — он является издателем и постоянным автором статей в нескольких политических журналах, несколько раз избирается в меджлис, но при этом не обделяет вниманием поэзию.

иран поэзия поэт нима юшидж

Нима Юшидж / источник фото: wikipedia.org

Диван его стихов включает в себя произведения классических жанров — вполне вероятно, что, начиная с XII века, никто не написал больше касыд, чем он. Однако тематика его стихотворений имеет мало общего с традиционными «соловьем и розой». Сохраняя характерные для классической поэзии размер и рифму, Бахар пишет стихи на общественно-политические темы. Являясь последовательным сторонником соблюдения персидского поэтического канона и противником внедрения «непоэтических» слов в произведения, Бахар тем не менее считает, что молодые поэты должны экспериментировать с рифмой и размером, а, возможно, вовсе отказаться от подобных «ограничений». Так последний крупный придворный поэт Каджаров, возможно, сам того не желая, становится катализатором огромных изменений в поэтической жизни Ирана.

 

Новый Адам

Отцом новой персидской поэзии (šeʻr-e now) называют Ниму Юшиджа. Будущий новатор, навсегда изменивший персидский поэтический слог, родился в семье пастуха в небольшой деревне Юш (провинция Мазендеран). В 1907 году его семья переезжает в Тегеран, а сам он поступает в колледж Сен-Луи. Там он изучает персидскую и арабскую литературу, а также французский язык. Обучение в колледже западного образца и владение европейским языком сильно расширило кругозор юноши — он знакомится с произведениями западной литературы. Один из его учителей, Незам Вафа, пробуждает в Ниме интерес к поэзии. Его первые произведения написаны в русле классической персидской поэзии, однако постепенно он отходит от образов и тем, присущих стихам великих поэтов прошлого.

иран поэзия иранские поэты форругзад сепехри юшидж

Главные имена персидской поэзии XX века (справа налево): Мухаммад Таки Бахар, Рахи Моайери, Парвин Этесами, Нима Юшидж, Сохраб Сепехри, Форуг Форругзад / источник фото: страница @ashtaraniarghavan в Instagram

Со временем Нима все больше дистанцируется от норм и правил классической персидской поэзии. В 1922 году он публикует «Поэму о поблекшем» (qeṣṣe-ye rang-parīde), которая считается первым произведением, написанным в стиле «новой поэзии». Нима отказывается от метрической системы персидского стиха, «скованного цепями» стихотворного размера и играет с классическими образами. В своей поэме «Сказка» (afsāne) поэт обращается к Хафизу, называя его истории «о вине и чаше виночерпия» обманом и ложью. Сам Нима говорит, что в отличие от знаменитого предшественника, расскажет о настоящей любви.

Поэзия Нимы Юшиджа стала настоящим прорывом в персидской литературе — его стихотворения вдохнули новую жизнь в литературную жизнь Ирана, побудив многих поэтов к новым экспериментам с рифмой, ритмом, темами и образами. Сама по себе «новая поэзия» также известна в Иране под названием «поэзия стиля Нимы» (šeʻr-e nīmāyī), а поэт-первопроходец почитается его многочисленными последователями едва ли не больше, чем Рудаки — авторами классического периода.

 

Материалы по теме:

Путь суфия: как Руми стал величайшим поэтом-мистиком

Кого иранцы считают величайшим поэтом?