В персидской литературе юмор был представлен в виде «хазль», что можно определить как «критика недостатков личности и общества с целью высмеивания и развлечения».

Идея социальной критики не получила развития в классической персидской литературе, так как литературные деятели, как правило, служили при дворцах. Поэтому социальный юмор включался в сатиру и «хазль» вместо произведений, призванных изменить общество, а настоящий тип литературного юмора развился только в XX веке.

В ранние периоды юмор был представлен выступлениями дворцовых комиков, обязанностью которых было развлекать правителей и государственных сановников. Во времена сасанидского царя Бахрама Гура (420-438 гг.) из Индии в Иран были привезены тысячи актеров и танцоров, а во времена Хосрова I Ануширвана (531-579) на персидский язык был переведен ряд включающих в себя юмор произведений индийской литературы, в том числе «Калила и Димна».

Хотя с X века в стихах персидских поэтов, которые отличались черты критики, время от времени встречается юмор, он, как правило, проистекал из личных интересов и представлял собой нападки на врагов. Например, знаменитый поэт Насир Хосров (1003 – 1088), выступавший проповедником исмаилизма, в своей социальной и политической критике основывался на приверженности этому учению. Санаи, один из суфийских поэтов, создававший сатирические стихи, Фарид ад-Дин Аттар, последовавший за ним, и Мауляна Джалал ад-Дин Руми, который считал юмор инструментом воспитания, стали первопроходцами, своим философским и социальным юмором, вложенным в уста безумцев и сумасшедших, а также анекдотами, критикующими отрицательные черты характера.

В исламский период правителей Ирана развлекали своим остроумными речами и ужимками комики мужского и женского пола, которых называли дальгак. Самые умелые и хитрые из них даже возвышались до степени надима – собеседника, товарища правителя. В персидской литературе можно встретить множество анекдотов о Махмуде Газневи и его слуге Аязе. По данным источников, сын этого правителя, султан Масуд, также имел надимов и шутов, а на одном вечере даже раздал им 30 тысяч дирхамов.

Махмуд и Аяз. Султан находится справа, пожимая руку Шейху, а Аяз стоит позади него. Персонаж справа — шах Аббас I,

который правил около 600 лет спустя. Музей Резы Аббаси в Тегеране, Иран / Источник: Wikipedia

Ученый грамматист ступил на судно

 

И сразу кормчего спросил занудно:

 

«Учил ли ты, с кем я отправлюсь в путь,

 

Закон грамматики когда-нибудь?»

 

Ответил кормчий: «Не читал я книг

 

И тайн твоей науки не постиг!»

 

Сказал ученый: «Да, ты знаешь мало,

 

Считай – полжизни у тебя пропало».

 

Они пустились в дальний путь и вот

 

Попали в бурю и в водоворот.

 

Сказал моряк: «Посудине конец,

 

Учился ли ты плавать, о мудрец?»

 

«Нет, мне занятье это не пристало!» –

 

«Считай, мудрец, вся жизнь твоя пропала!»

 

Порой, когда бушует все вокруг,

 

Готовность смерть принять – нужней наук.

 

Пучина тянет всех живых на дно,

 

Плыть по волнам лишь мертвым суждено.

 

Руми «Маснави».

Источник: York Festival of Ideas

Хотя юмор суфиев отражал бунт сознательных людей против хронической социальной несправедливости, их жалобы были обращены к Аллаху, а не к правителям того времени. Образцами такого юмора считаются и горькие и трогательные рубаи ученого и поэта XI века Омара Хайяма, отражающие его понимание мира и творения.

 

***

 

Тот, кто в юности верует в собственный ум.

 

Стал в погоне за истиной сух и угрюм.

 

Притязающий с детства на знание жизни,

 

Виноградом не стал, превратился в изюм.

 

***

 

Будешь в обществе гордых ученых ослов,

 

Постарайся ослом притвориться без слов,

 

Ибо каждого, кто не осел, эти дурни

 

Обвиняют немедля в подрыве основ.

 

Омар Хайям «Рубаи»

 

В эпоху монгольского нашествия авторов привлекали социальная сатира, а не направленный на отельные личности юмор. Это можно проследить в «Бустане» и «Гулистане» Саади Ширази, для которого юмор был как соль в пище, и в творчестве его современников Маджди Хамгара, Кутб ад-Дина Ширази, Адуд ад-Дина аль-Иджи, Сирадж ад-Дина Кумри и Хафиза Ширази.

 

***

 

Однажды скряга некий, полный страха,

 

Явился с просьбой к трону Хорезмшаха.

 

В прах перед шахом он лицо склонил,

 

Подобострастно просьбу изложил.

 

А скряге сын сказал недоуменно:

 

«Ответь на мой вопрос, отец почтенный,

 

Ведь кыбла там, на юге, где Хиджаз,

 

Что ж ты на север совершал намаз?»

 

Будь мудр, живи, страстями управляя,

 

У жадных кыбла каждый день другая.

 

Кто страсти низкой буйство укротит,

 

Себя от горших бедствий защитит.

 

Саади «Гулистан»

Источник: Wikipedia

Юмор занимал место и в творчестве авторов-женщин, таких как Мехсити, которая посещала собрания сельджукского султана Санджара и славилась своими грубыми шутками, Михри Харави, которая развлекала дворец сына Тимура Шахруха, и Зебунниса, персоязычная поэтесса, дочь падишаха империи Великих Моголов Аурангзеба. Суфий Абд ар-Рахман Джами, последний великий представитель классической поэзии с ее размеренным и изящным юмором, включил юмор в свою «Пятерицу». Ему также приписывали шутки, содержащие социальную и литературную критику.

 

Эй, ходжа! Ты в щедротах твоих так высок,

 

Что не лезет мне в горло твой жирный кусок.

 

Сам ты слопал барашка – ни много ни мало:

 

Что на блюде лежало, все в брюхо попало.

 

Джами «Рубаи»

 

Хотя сатира и «хазль» были заменены политическим и социальным юмором в конце периода Каджаров и во время конституционной монархии, отход от традиций сатириков и пародистов ранней эпохи, таких как Сузани и Анвари, произошел позже. В этот период авторы создавали юмористические стихи и прозу, используя разговорный язык, с целью просвещения народа, критики жестокости правителей и борьбы с суевериями. Распространению их произведений способствовали ограниченные свободы, предоставляемые Конституционной монархией, а также быстро растущее число журналов и газет. Самыми известными из этих изданий были газеты «Молла Насруддин» и «Сур-и Исрафил», а пионерами юмора того периода считались поэты и писатели Али Акбар Деххода, Ашрафоддин Казвини, Ирадж Мирза, Мохаммад Али Афраште и другие.

Источник: Wikipedia

http://islamosfera.ru/yumor-v-persidskoj-literature/