Без сомнения, самая специфическая категория мужской одежды в период Сефевидов, были головные уборы, которые указывали не только на принадлежность к мужскому роду, но и на определенную политическую и религиозную позицию.

В период Сефевидов произошли значительные изменения в головном уборе, где в этом периоде от прошлой эпохи отличались головные уборы, окружение шаха, знать и приверженцы династии Сефевидов и именно с начала правления Сефевидов, форма головных уборов стала постепенно эволюционировать.

(Адам Олеарий), немецкий путешественник, в своих заметках по поводу "Хызельбаш" представил подробное описание исследования, в котором рассказывается о типе шапки или короны из двенадцати выступов, виды которых особенно представлены у суфиев и фатут, которые хотели тем самым показать свою преданность пречистому имаму Али (мир ему!) и двенадцати имамам. Потому что в культуре Иранцев Имам Али (мир ему!) занимает высокую позицию, полагая, что только темя имама Али заслуживает быть покрыто короной, которую обычно, он не использовал.
 
Образец одежды вида Гезельбаш  


С этой поры, золотой и красный цвета из всех представленных цветов, были использованы в цветовой гамме короны шаха и поэтому в королевском венце Сефевидов из двенадцати частей использовался золотой цвет. Дервиши и суфии, которые носили эту шапку, называли её "Корона". Но при правлении шаха Исмаила Сафави и далее командующие и солдаты носили этот головной убор и называли его "Хызельбаш". Слово Хызельбаш состоит из двух слов, так "Хызель" золото и слово "баш", что значит шапка или голова. Это наименование "золотая шапка", была символом последователей пути отца шаха Исмаила первого, что был для суфиев учеником.
Шах Исмаил Сефеви


Дон Гарсиа де Сильва Фигероя, испанский путешественник пишет в своих заметках:" Эти шапки пошиты из плотного сукна красного цвета с хлопковой подкладкой, для того, чтобы они могли в случае попадания меча, выдержать сильные удары. Отверстие шапки плотное и в начале кажется для головы что узкое, однако как только голова проходит внутрь расширяется. Их длина составляет половину фута и имеет круглую форму и несколько складок и напоминает испанскую шапку для дуэлей. Складок или частей не должно быть меньше двенадцати или больше, что указывает на религиозность династии Сефевидов. Иранские авторы также отметили разнообразие головных уборов, и особенно тюрбанов в этот период, некоторые из них даже, что были использованы в церемониях, получили названия.


Например, Мирза Семиа, автор книги "Личность Аль-Мулька" описывает специальное головное покрытие, что носило имя "парча Зарпае", которую шах представил в Амиранаше. В другой книге рассказывается о тюрбанах под названием "Халил Хани" которые носили представители Шаха Султана Хусейна. Однако, современный стиль тюрбана можно отнести к началу царствования шаха Аббаса. Энгельберт Каемпфер, немецкий путешественник, во времена правления шаха Сулеймана Сефевида, совершил поездку в Иран и в своих записях отмечал, что Иранское слово корона, означает специальный головной убор, который Сефевиды использовали для коронации шаха. В ходе придворных церемоний и торжеств, старейшины и высокопоставленные лиц, носили шапки сшитые из парчовой ткани и использованием ювелирных украшений. Этот тип покрытия головы известен как "корона Тумар" и считается простым головным убором, а также суфийской шапкой. Тюрбан или "Даланд" самая дорогая и самая респектабельная Иранская шапка была в эпоху Сефевидов и была настолько тяжелой, что редко кто мог выдержать такой вес на голове. В книге "Одежда в Иране", автор Савад авар Диба, тюрбан описала следующим образом: " С шелковой парчи корона длиной в пол ярда была украшена позолотой. Следует отметить, что часть из тюрбанов, имели золотые полоски. Сееды, что имеют родство с Пророком Мухаммада (ДБАР!) отмечают, что их род носил чалму с придатком зеленого цвета, который спадал на плечи. Сефевидская эпоха, эпоха роскоши и разнообразия одежды, обуви и головных уборов, особенно знати. Мужчины в то время, вместо чалмы, использовали кожанные шапки. Эта кожа, известная под именем "Олеария", была обшита мягким шелком и драгоценностями. Так фетровая заостренная шапка носилась под тюрбаном, а в зимнее время носили кожанные шапки под тюрбаном.