Основные материалы, которые мастера используют в ковроткачестве – натуральный хлопок, шелк, овечья шерсть. Помимо этих, кочевники используют еще верблюжью и козью шерсть.

Большинство ковров изготовленных вручную состоят из узлов и ворса сделанных из овечьей шерсти. Он отличается рядом достоинств: удобством в работе, относительно невысокой ценой, долговечностью, мягкостью. Все эти качества делают овечью шесть замечательным материалом для применения в ковроткачестве. Если, в дополнение к овечьей, в пряжу добавить козью или верблюжью шерсть, ковер приобретет дополнительный блеск. Но этот прием используют с осторожностью – верблюжья и козья шерсть плохо поддается окрашиванию.

Лучшей считается шерсть пасущихся на пастбищах  высоко в горах овец.

Такая шерсть поставляется из высокогорного Кавказа и есть в самом Иране. Неплохая шерсть в Новой Зеландии, Австралии и Китае.

Намного реже при создании ковров мастера используют шелк – самое дорогое натуральное волокно. Шелк получают из нитей, образующих коконы тутовых шелкопрядов (насекомых, питающихся листьями шелковицы - тутового дерева).

Шелк родом из Китая. Кроме этой страны шелкопряда разводят в Индии, Турции, Иране и даже некоторых странах бывшего Союза. Самый качественный шелк поступает из Китая и Ирана – из областей прилегающих к Каспийскому морю.

Хлопок чаше всего используется для основы ковра (кроме шелковых ковров, где основой также служит шелк). Узелки из хлопка вяжут очень редко. Это, как правило, племенные ковры, в составе которых хлопок подчеркивает контраст при изображении небольших деталей.

Ковры ручной работы создаются исключительно их натуральной пряжи – хлопка, шелка, шерсти. Это правило не касается красок. Сейчас во всех странах синтетические красители применяются наравне с натуральными даже, там где культура ковроткачества складывалась веками.

Пряжу для ковров зачастую красят «синтетикой». Реже наряду с синтетическими красителями используют натуральные. Ну а ковер, окрашенный исключительно натуральными красителями, сейчас уже практически не встретишь. Остались только племенные ковры.

Используя даже обычную овечью шерсть, мастер уже располагает определенным набором цветов. Шерсть белого, коричневого, желтовато-коричневого, желтого и серого цвета получают от овец разной масти, она может быть использована без окрашивания, но этих цветов недостаточно для богатой палитры восточного ковра.

Исключительно натуральные красители использовались для окрашивания пряжи до середины 19 столетия. О них говорят, как о красках, подаренных природой, но это не верно в одном отношении. Натуральные красители никогда не были простым подарком – их стоимость всегда была высока, качественные красители были на вес золота. Для изготовления красителей использовали самые разнообразные источники: минералы, растения и даже представителей фауны, а именно насекомых.

Листья, плоды, кора и даже коренья стали материалом для красок.

В зависимости от окрашиваемой пряжи, особенностей состава местной воды, дополнительных реагентов, применяемых для окраски, один и тот же натуральный краситель может давать различные оттенки.

Для закрепления краски применяют лимонную кислоту, каустическую соду и различные химические вещества. Благодаря им, краска не будет вымываться, стираться останется долговечной. Опытные специалисты в своей работе используют тот же прием, что и художники, которые смешивают краску на своей палитре. Красильщики тоже смешивают красители и получают широкую гамму оттенков и цветов.

Необходимость в красителях широкой цветовой гаммы, которые было бы удобно использовать, возникла у мастеров мануфактур в середине 19 века. Она была связана с потребностью экспорта большого количества восточных ковров в Европу и Западные страны. Ковроделы Персии должны были удовлетворить повышенный спрос. В связи с этим они впервые стали использовать анилиновые красители.

Эти красители были недороги и ярки, но у них были существенные недостатки – они «плыли» от воды и выцветали от воздействия света.

На сегодняшний день от их использования уже отказались – на смену им пришли хромовые красители.

Ковер ручной работы, не зависимо от того, натуральные или синтетические краски были использованы в его составе, может послужить хорошим капиталовложением – его цена со временем вырастет. Даже ковры 19 века, изготовленные с помощью недолговечных анилиновых красителей, стоят сейчас чрезвычайно дорого из-за своего почтенного возраста.

Существует мнение, что намного лучше покупать ковер с ворсом, окрашенным натуральными красителями, чем приобретать такой же с использованием хромовых. Это не так – зачастую оба эти красителя применяются в одном изделии, к тому же нередко хромовые красители более долговечны и стойки, чем натуральные.

http://www.wooll.ru/blog/24/