Ороси - традиционный архитектурный элемент в Иране, представляющий собой деревянную узорную раму из маленьких брусочков, подогнанных друг к другу специальным соединением без помощи клея или гвоздей. Между деревянной рамой устанавливаются разноцветные кусочки стекла, все вместе образующие сложное витражное окно. Окна ороси использовались для смягчения освещения в солнечных и пустынных районах страны. Разноцветное стекло рассеивает тепловое излучение, сохраняя внутри комнат прохладу и мягкий рассеянный свет.

Применение этого искусства было широко распространено и в других областях, иногда к ним присоединяется Шинех кари.

Некоторые замечательные примеры этого искусства - древние дома Исфахана, Кашана, Шираз и Йезда.

В настоящее время город Санандадж является рекордсменом этого искусства в западной части страны.

Функция ретикулярной поверхности окон Ороси:

1. Создание мягкого света внутри пространства;

2. Уменьшение мощности излучения и солнечного тепла;

3. Придание красоты фасаду здания;

4. Защита частных пространств;

5. Устранение надоедливых насекомых (цветные стекла, дающие жизнь разноцветным огням, отталкивают насекомых).

Исторический особняк Мошир оль Мольк является одним из ценнейших архитектурных шедевров в Иране.

Главная драгоценность особняка - Весенняя комната. В ней в специальной нише расположено самое большое в Иране окно в технике ороси. Оно намного превосходит аналогичные витражные окна в Ширазе, Кашане или Тебризе и занесено в список национального наследия Ирана. ⠀

Проникающий сквозь них свет, способен добавить человеку особые чувства, которое может повлиять не только на настроение и внешнее восприятие, но и на внутренние переживание туриста или паломника. Персидские авторы этих красивейших витражей, украшающих соборы и мечети — знали толк в своей работе.

Яркий пример иранская мечеть Насир аль  Мульк, она была построена в 1888 году в Ширазе. В витражах, которые украшают фасад, использован традиционный для восточного искусства геометрический узор. Обратите внимание, как строгость устремленных вверх колонн органически уравновешена яркой радостной игрой цвета на полу мечети.