Почерк баннаи или ма’кили использовался в прошлом, главным образом в архитектуре и получил распространение в Иране. В наши дни он неожиданно получил новый импульс развития.

Коран из Исфахана (15-16 в.) Сура “Аль-Ихлас”. Почерк баннаи / Источник: Wikipedia

Сами названия этого почерка указывают на его особенности. С арабского языка «баннаи» можно перевести как «строительный», а «ма’кил» определяется в словаре как «место, где можно укрыться» или «непреступное место». Соответственно, этот почерк представляет собой разновидность угловатой куфической письменности, в которой надписи заполняют геометрические формы, такие как квадрат, ромб, прямоугольник. Основой баннаи являются горизонтальные и вертикальные линии одинаковой толщины. Большинство букв, если не все, образуются четырьмя штрихами. Вот почему этот шрифт еще называют «хатт-и шатранджили» – «шахматный почерк». Надписи баннаи создавались не с помощью каляма, а инструментов для резьбы по гипсу, камню, выкладывались кирпичами, плитками и т.п.

 

Согласно некоторым сообщениям, надписи баннаи еще в доисламский период использовались на монументах и памятниках. Таким же образом они применялись и в исламскую эпоху. По одной версии, так как этим почерком трудно было писать рукой из-за его угловатости, то из его комбинации с почерком «шами» (набати), который в ранние годы ислама использовался в неофициальной переписке, появился шрифт «мансуб», считающийся первым образцом куфи. Именно им делались первые записи Корана.

Почерк баннаи получил распространение, главным образом, в Иране, и широко использовался в архитектуре.

Хотя его относят к разновидностям шрифта куфи, его геометрический характер и тот факт, что его создают не с помощью каляма, в отличит от других видов арабской каллиграфии, позволяет выделить его в отдельную категорию.

Гробница Тимура / Источник: Wikipedia

Надписи ма’кили можно увидеть на зданиях периода сельджуков, Ильханидов и Тимуридов. Ими украшали внутренние и внешние поверхности культовых сооружений, порталы, минареты. Угловатые формы этого почерка находились в полной гармонии с главным элементом здания, то есть с кирпичом, или с основным видом покрытия того периода – плиткой. Однако в редких случаях надписи этим шрифтом создавались и на бумаге.

В наши дни этот древний почерк неожиданно получил новый импульс развития. О причинах этого явления иранская исследовательница Сепиде Таравати Махджуби пишет: «Сегодня в графическом пространстве мы стремимся передать концепции с помощью самых простых элементов и максимально простым способом. В куфическом письме текст создается с помощью простейших форм, с наименьшим количеством элементов, но он красив и разнообразен. Это и есть цель, которую преследует современная графика… Например, в визуальных и письменных дизайнах логотипов мы используем самые простые и минималистичные элементы, чтобы добиться красоты комбинации. Из-за своих особенностей шрифт баннаи как нельзя лучше подходит для этого».

Флаг Ирана / Источник: Wikipedia

Поэтому многие художники используют этот древний почерк как основу для нового дизайна букв, изменяя и комбинируя его с другими видами каллиграфии, для оформления плакатов, вывесок, бланков, логотипов и т.п.

Вместе с этим баннаи продолжает использоваться в архитектуре, ремеслах, оформлении интерьеров и дизайне узоров. Например, этим почерком написана фраза «Аллаху акбар» на флаге Ирана. Среди примеров использования в современной архитектуре можно назвать план развития комплекса Имама Резы в Мешхеде.

https://vk.com/@islamosfera-8-uvlekatelnyh-tradicionnyh-igr-maldivskih-ostrovov