По своим масштабам Парфянская империя была меньше, чем империя Ахеменидов; она также была гораздо менее централизованной. Например, в ней не было постоянной армии .Конечно, существовали гарнизоны городов и крепостей, а также вооружённые дружины племенных вождей, феодалов и самого великого царя, но они были ограничены и разобщены. Военные заботы были обусловлены феодальной системой: когда возникала необходимость, великий царь обращался к подчинённым ему царям (их было одновременно 18), региональным и племенным вождям и командирам гарнизонов с просьбой собрать всё, что они могут, и привести их в назначенное место в определённое время .Феодалы и чиновники приводили сборщиков, а иногда дополняли их иностранными наёмниками Костяк армии и главная сила контроля над империей состояла из самих парфян. Приученные с раннего возраста к искусству верховой езды и искусные в стрельбе из лука, парфяне завоевали репутацию, которая до сих пор отражается в персидском термине pahlavān (< Pahlav < Parθava), а парфянская тактика и стрельба служат примером в военных историях.

Природа государства и политические условия в сочетании с уроками истории обусловили необычную военную структуру Парфии: Северо-иранские кочевники постоянно угрожали восточным границам, а на западе сначала Селевкиды, а затем римляне были постоянно готовы к полномасштабным вторжениям. Любая стратагема против такой двойной опасности требовала быстрой мобильности для быстрого перехода из Армении в Яксарту; и парфяне нашли решение - полагаться на конницу. Правда, в парфянских армиях были пешие воины, но их число было невелико, а функции незначительны. С тактической точки зрения, парфянам могла быть полезна только конница, так как восточные кочевники могли легко прорваться через любую пехоту, которую парфяне были в состоянии собрать, в то время как никакая парфянская пехота не могла сравниться с римскими фалангами на западном фронте. Парфянская знать (āzāt) формировала армию, приводя с собой своих зависимых людей . В качестве примера можно привести Сурена, которому ещё не было тридцати лет, когда он победил Красса: его сопровождала тысяча тяжеловооружённых всадников и ещё больше легковооружённых, так что армия из 10 000 всадников была сформирована его поручителями и членами семьи . 400 парфянских азатов бросили против Марка Антония армию из 50 000 конных воинов.

Опыт показал, что лёгкая кавалерия, вооружённая луком и стрелами, а также, вероятно, мечом, подходила для стычек, тактики наскоков и фланговых атак, но не могла вести ближний бой. Для выполнения последней задачи была сформирована тяжелая кавалерия (cataphracti), которая носила стальные шлемы , плащ, доходивший до колен и сделанный из сыромятной шкуры, покрытой чешуей из железа или стали, что позволяло ей выдерживать сильные удары (описание доспехов, которые носили катафракты, данное писателем третьего века Гелиодором из Эмесы. Это было похоже на пластинчатые доспехи саков из Яксарту, которые в 130 году до н.э. свергли Греко-Бактрийское. Заряжающий тоже был покрыт с головы до колен доспехами из чешуи, которые, как говорят, были из стали или бронзы. Настоящий образец такой конской брони был найден в Дура-Европос .

В качестве наступательного оружия катафракты имели копьё и лук. Копьё было необычной толщины и длины  и использовалось с таким мастерством, полагаясь на свой вес и силу, что "часто его толчка хватало, чтобы пронзить сразу двух человек". Лук был мощным и большим составным, который превосходил римское оружие, а его стрелы, выпущенные с быстротой, силой и точностью, пробивали доспехи легионеров . Вероятно, катафракта также вооружали ножом. Так вооружённый и умелый, он был одним из самых умелых и самых устрашающих воинов древности . Парфянская армия иногда дополнительно поддерживалась верблюжьими отрядами. Животное лучше переносило вес воина и его доспехов и дольше выдерживало суровые условия, чем лошадь; кроме того, лучник мог выпускать свои стрелы с возвышенности. Всё это делало бы разделение очень желательным, если бы ему не мешал римский калтроп (tribulus), который, рассыпаясь по полю боя, ранил пористые ноги животного.

Тактика парфян заключалась в том, чтобы преследовать противника, разделять его силы, притворяясь, что он отступает, и заманивая преследователей, но затем неожиданно поворачивать назад и осыпать врага смертоносными стрелами, и, наконец, когда его численность и храбрость уменьшались, окружить его и уничтожить. Такая тактика была невыгодна для ближнего боя и неэффективна при осаде крепостей и городов, обнесённых стенами; парфяне не могли вести длительные кампании, особенно в зимние месяцы .Поскольку у них не было осадных машин, парфяне не использовали римские машины, когда захватывали их. А поскольку армия состояла в основном из зависимых от азатов, рано или поздно она должна была распуститься и вернуться к своим землям и урожаю. Парфянский полководец хотел как можно скорее завершить кампанию и вернуться домой. Когда армию вёл великий царь, эта спешка удваивалась страхом перед восстанием дома, частота которого была самой большой слабостью Парфянской империи. Сражение было яростным: со всех сторон раздавались боевые кличи и звуки литавр, вселяя страх в ряды врагов ; сидя на лёгком коне, лучники осыпали врага залпом за залпом, а затем отступали, но снова поворачивали назад, чтобы стрелять, пока всадник был на полном скаку-древнее искусство, которое стало известно как "парфянский выстрел". Затем в дело вступили ударные катафракты, по-прежнему избегавшие рукопашного боя, но настигавшие врага своими копьями. Выступая на крупных и обученных боевых лошадях, часть которых была взята в качестве резерва , парфяне избежали недостатка ахеменидской кавалерии, взяв с собой верблюдов со стрелами, как только у их лучников заканчивались собственные; это позволило вести длительные и эффективные бои на дальних дистанциях и быстро сократить число врагов.

Организация парфянской армии неясна, и, не имея постоянной силы, строгая и сложная организация в любом случае была излишней. Небольшая группа называлась wašt, крупная группа - drafš, а дивизия, очевидно, gund . Численность drafš составляла 1000 человек, а gund - 10 000 (ср. армию Сурена). Таким образом, похоже, что в организации армии соблюдалась десятичная градация. Вся спата подчинялась верховному командующему (великому царю, его сыну или спата, выбранному из знатных семей). Самой большой армией, организованной парфянами, была та, что выступила против Марка Антония (50 000 человек: Юстин 41.2). В Каррах соотношение копейщиков к лёгким лошадям было примерно один к десяти, но в первом и втором веках число и значение копейщиков как главных действующих лиц на поле боя значительно возросло .Парфяне носили различные знамёна, часто украшённые фигурами драконов но знаменитая национальная эмблема Ирана, Drafš-e Kāvīān, похоже, служила имперским знаменем .Парфяне совершали быстрые марши, но очень редко в тёмное время суток (Плутарх, Красс 29; Антоний 47). Они не использовали боевые колесницы, а повозки использовали только для перевозки женщин, сопровождавших командиров в походах.

источник: https://t.me/karnamagi_aryan