Практика и изучение медицины в Иране имеет долгую и плодотворную историю. Иранские академические центры, такие как Университет Гондишапура (III век нашей эры), были питательной средой для союза великих учёных из разных цивилизаций. Эти центры успешно следовали теориям своих предшественников и значительно расширили свои научные исследования в истории. Иранцы были первыми создателями современной больничной системы. Историю медицины древнего Ирана можно разделить на три отдельных периода. Шестая книга Зенд-Авесты содержит некоторые из самых ранних записей истории древнеиранской медицины. Вендидад, один из сохранившихся текстов Зенд-Авесты, различает три вида медицины: лечение ножом (хирургия), лекарство травами и лекарство божественными словами; и лучшим лекарством, согласно Вендидаду, было исцеление божественными словами. «Из всех целителей, о Спитама Заратустра, а именно тех, кто лечит ножом, травами и священными заклинаниями, последний является самым сильным, поскольку исцеляет от самого источника болезней». — Ардибешт Яшт

 

Вторая эпоха охватывает эпоху так называемой литературы Пехлеви, где вся медицина систематически рассматривалась в интересном трактате, включённом в энциклопедический труд Динкарта, в котором в изменённой форме перечислено около 4333 болезней. Третья эпоха начинается с династии Ахеменидов и охватывает период Дария I, чей интерес к медицине был настолько велик, что он восстановил медицинскую школу в Саисе (Египет), которая ранее была разрушена, восстановив книги и оборудование. Первым учебным госпиталем был госпиталь Академии Гондишапура. Некоторые эксперты утверждают, что «в очень большой степени вся больничная система должна быть отдана Ирану». Согласно Вендидаду, врачи, чтобы доказать свою квалификацию, должны были вылечить трёх пациентов последователей Дивьяснана; если они потерпят неудачу, они не смогут заниматься медициной. На первый взгляд эта рекомендация может показаться дискриминантной и основана на экспериментах на людях. Но некоторые авторы истолковали это так, что с самого начала врачей учили устранять ментальный барьер и лечить как врагов, так и друзей. Гонорар врача за услуги основывался на доходе пациента.

 

Одной из основных ролей, которую играли средневековые иранские ученые в области науки, было сохранение, консолидация, координация и развитие идей и знаний в древних цивилизациях. Некоторые иранские хакимы (практикующие врачи), такие как Мухаммад ибн Закария ар-Рази, известный на Западе как Разес, и Ибн Сина, более известный как Авиценна, не только собирали всю существующую информацию о медицине того времени, но и дополняли это знание путём их собственных проницательных наблюдений, экспериментов и навыков. «Канун фел теб Авиценны» («Канон») и «Китаб аль-Хави из Рази» («Континенс») были одними из центральных текстов в западном медицинском образовании с XIII по XVIII века. В XIV веке медицинский труд на Иранском языке «Ташрих аль-бадан» («Анатомия тела») Мансура ибн Ильяса (1390 г.) содержал исчерпывающие схемы структурной нервной и кровеносной систем организма.

https://vk.com/wall-185813750_10463