В конце XIX века Имамзаде Яхья, религиозная святыня на юго-востоке Тегерана, стала жертвой культурного грабежа. С памятника были сняты примерно 160 плиток, изготовленных вручную мастерами-гончарами в Кашане в 1262-1305 годах. В конце концов, они оказались в нескольких музеях, включая Британский музей, Музей Виктории и Альберта и Эрмитаж, пишет Афшин Маджлеси для Tehran Times.

Эта гробница-святилище, расположенная в древнем городе Варамин, является культурным и религиозным памятником, относящимся к эпохе Ильханидов (1256-1335). Она представляет собой одну из многочисленных иранских гробниц имамзаде, как называли потомков кого-либо из двенадцати имамов. Как считается, в ней похоронен Имамзаде Яхья, потомок в шестом поколении Хасана ибн Али (да будет доволен ими Аллах). Это довольно примечательно, поскольку большинство имамзаде представлены потомками седьмого имама Мусы аль-Казима.

Согласно статье, написанной в соавторстве исследователями Киланом Овертоном и Кимией Малеки, когда французский археолог и исследователь Жанна Дьёлафуа (1851-1916) посетила Имамзаде Яхью в 1881 году, памятник включал в себя монументальный портал, восьмиугольную башню с конической крышей на западной стороне и главную гробницу на южной. Все эти строения хорошо видны на гравюре, опубликованной в ее заметках о путешествии 1887 года. В статье сообщается: «Единственным сохранившимся историческим сооружением Имамзаде Яхьи является собственно гробница, представляющая собой куполообразное сооружение. Ее окружают меньшие сводчатые помещения, пристроенные позднее. Между 1260 и 1310 годами, когда Варамин был столицей провинции Рей, интерьер гробницы был украшен лучшими материалами и техниками того времени: изразцовой плиткой, резьбой и расписной лепниной».

По словам Шейлы Блэр, американского историка искусства и педагога канадского происхождения, одним из известных покровителей памятника был Фахр ад-Дин, правитель Рея и Варамина, приближенный ко двору ильханов Газан-хана (1271-1304) и Олджейту (1280-1316). При нем гробница была украшена великолепными мозаичными плитками.

В конце XIX века изразцы, которыми были оформлены саркофаг, нижняя часть стены и другие части усыпальницы, стали постепенно исчезать, чтобы потом появиться на Западе. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году экспонировался михраб, украденный из гробницы.

Томоко Масуя, профессор истории исламского искусства, пришла к выводу, что разграбление Имамзаде Яхьи происходило в два этапа: до 1875 года и между 1881-1900 годами. «Таким образом, изъятия произошли уже после того, как каджарское правительство издало указ о защите религиозных зданий в 1876 году», – говорит Томоко Масуя.

Имамзаде Яхья далеко не единственный памятник в Иране, пострадавший от такого грабежа. Аналогичные случаи происходили в мечетях, усыпальницах и святилищах в Кашане, Куме, Натанзе и других местах.

Кража плиток Имамзаде Яхьи является болезненным напоминанием о проблемах, с которыми сталкиваются исторические места. Его судьба подчеркивает настоятельную необходимость расширения международного сотрудничества, повышения осведомленности и принятия правовых мер для защиты мирового культурного наследия. Только коллективными усилиями мы можем обеспечить сохранение и возвращение награбленных сокровищ, позволив будущим поколениям восхищаться чудесами нашей общей человеческой историей.