Зарождение персидской народной литературы восходит к эпохе распада индоиранского континуума в 1500-х годах до нашей эры.

События, произошедшие во время миграции иранцев на Иранское нагорье, послужили основой для зарождения народной литературы. По мере того, как воспоминания о миграции передавались от одного человека к другому, они приобретали новую форму, отходя от своих оригиналов путем внесения изменений и дополнений. События, которые, вероятно, изначально выражали политическую, социальную и психологическую реальность, со временем превратились в сказки. Первые образцы персидской народной литературы основаны на произведениях этого периода, называемого эпическим. Прежде всего, данный период ознаменовался зарождением легенд о творении. Именно тогда сложились сказания и эпосы о первом человеке, Джамшиде, Гаршаспе, Рустаме, Пешдадидах и Кеянидах, и их потомках, а затем легенды о шахах Ирана. Эти легенды, которые передавались из уст в уста и из поколения в поколение, были собраны в труде под названием «Худайнаме» в эпоху Сасанидов. За ним последовала знаменитая «Шахнаме» Фирдоуси, ставшая переходным этапом между доисламским и исламским периодами и основанная на мифологии, народных верованиях и сказаниях. В это же время в прозе сформировались героические рассказы и сказания, содержащие доисламские сюжеты, большинство из которых позднее вошло в народные сборники.

В исламский период персидская народная литература оказала влияние на арабскую. Материал, связанный с ней, имеется в произведениях таких арабоязычных авторов, как Абу Ханифа ад-Динавари (820-895), Ибн Кутайба (828-889), ат-Табари (839-923), аль-Масуди (896-956), аль-Бируни (973–1048).

Героями персидской народной литературы являются не только богатыри и воины, но и влюбленные, такие как Фархад и Ширин. Такие сюжеты, как «Тахир и Зухра», «Бахрам и Гуландам», «Юсуф и Зулейха», которые были переняты всеми мусульманскими народами, вошли и в персидский фольклор. Кроме того, в исламский период в нем появились и произведения, содержащие религиозные темы, такие как «Самак-айяр», «Хамзанаме», «Хавараннаме», «Синдбаднаме».

“Юсуф и Зулейха” / Источник: The British Library

В то время как эпосы формировались вокруг доисламских персидских правителей, в более поздние века их героями стали храбрецы или разбойники, которые отправлялись в горы, чтобы бороться за права угнетенного народа. Например, таких исторических деятелей, как Ахмад-хан, Аваз-хан и Чамбул (Чамбил). Кроме того, были созданы сказания о таких знаменитых поэтах, как Алишер Навои и Насир Хосров.

Персидский фольклор также богат сказками. Сюжеты некоторых из них вошли в литературу других исламских народов. Среди них есть как волшебные, персонажами которых являются пери, дэвы, драконы и колдуны, так и бытовые, герои которых представлены ворами, плутами и т.п. Такие сказки обычно входили в репертуар народных сказителей – наккалов.

Помимо собственных сборников сказок, в Персии были в ходу сборники индийского и арабского происхождения, такие как «Калила и Димна» и «Тысяча и одна ночь». Как считается, одним из источником последнего был сборник персидских сказок «Хазар афсана» («Тысяча легенд»). Таким образом, претерпев некоторые изменения, он вернулся на родину. Такие произведения, как «Синдбаднаме» и «Хатим Таи» также являются историями, которые были привнесены в персидскую народную литературу посредством перевода иностранных источников.

Синдбад / Источник: Wikipedia

Политические и социальные условия привели к развитию в Персии жанра народной сатиры. Власти высмеиваются в рассказах о таких фигурах, как Насреддин Ходжа, Молла Мушфики, Бахлюль Дана и Джоха.

Фольклор оказал свое влияние на классическую и современную иранскую литературу. Разные авторы заимствовали из него как язык и стиль, так и тематику. В период Сефевидов связи классической литературы с народной традицией усилились и возникла религиозная элитарная литература, темой которой были любовь к Али (да будет доволен им Аллах) и Ахль аль-Байт (семье Пророка (мир ему)). Войны, которые вел Али (да будет доволен им Аллах), и судьба его сыновей сформировали новые эпосы, ставшие родоначальниками народной драмы. Создавалась многочисленные произведения в память о мученической смерти и доблести Хусейна ибн Али и его товарищей, такие как марсия и тазия. По мотивам рассказов о религиозных событиях и личностях раннего периода ислама устраивались разного рода представления.

Помимо рассказов и сказок, в Иране существует также жанр четырехстрочных народных песен под названием «таране». Поскольку они состоят из двух бейтов, как и рубаи, их еще называют «добейти». Такие песни передавались из поколения в поколение, особенно среди разных племен или других общин, проживающих в сельской местности, дойдя до наших дней.

В рамках иранской народной литературы существуют и такие сюжеты, как «Керем и Асли» и «Кёроглу», в формирование которых внесли свой вклад самые разные народы – тюрки, персы и даже арабы.

Ходжа Насреддин / Источник: Исламосфера

https://vk.com/@islamosfera-persidskaya-narodnaya-literatura-smes-islamskih-i-doislamski